Петр родился 9 июня 1672 года и был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и первым от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. В возрасте неполных четырех лет
он потерял отца, после чего царица покинула
кремлевский дворец и поселилась с маленьким двором в селе Преображенском — любимой подмосковной резиденции ее покойного мужа.

Этому тихому уединенному местечку впоследствии суждено было войти в русскую историю как первому пункту преобразовательной деятельности Петра.
Одну из таких церемоний описал в 1683 году секретарь шведского посольства Кемпфер: «В приемной палате, обитой турецкими коврами, на двух серебряных креслах под святыми иконами сидели оба царя в полном царском одеянии, сиявшем драгоценными каменьями.

Старший брат, надвинув шапку на глаза, опустив глаза в землю, никого не видя, сидел почти неподвижно; младший смотрел на всех; лицо у него открытое, красивое; молодая кровь играла в нем, как только обращались к нему с речью. Удивительная красота его поражала всех предстоявших, а живость его приводила в замешательство степенных сановников московских.

Когда посланник подал верящую грамоту и оба царя должны были встать в одно время, чтобы спросить о королевском здоровье, младший, Петр, не дал времени дядькам приподнять себя и брата, как требовалось этикетом, стремительно вскочил с своего места, сам приподнял царскую шапку и заговорил скороговоркой обычный привет: "Его королевское величество, брат наш Карлус Свейский, по здорову ль?"».*
После стрелецкого бунта 1682 года Петр вместе со своим братом Иваном были провозглашены царями, свидетельством чего стал знаменитый двойной трон с высокой и широкой спинкой. За ней русские дипломаты скрывались на торжественных церемониях чтобы подсказывать мальчикам как себя вести.
Царь Петр Алексеевич с матерью Натальей Кирилловной в опасности у алтаря (Стрелецкий бунт 1682 года). Гравюра Х. И. Мено. Художник И. Д. Шуберт. *

Двойной трон царей Ивана и Петра Алексеевича. Художник Ф. Г. Солнцев. *
Стрельцы Московских стрелецких полков Тимофея Полтева, Петра Лопухина, Хнова, Федора Лопухина в 1674 г. Литография XIX века. Художники Борисов, Василенко. *
Село Преображенское
Алмазная шапка царя Петра Алексеевича. Художник Ф. Г. Солнцев. Алмазная шапка хранится в Оружейной палате Московского Кремля.*

Держава царя Петра Алексеевича. Художник Ф. Г. Солнцев *
Верх и запоны алмазной шапки царя Петра Алексеевича. Художник Ф. Г. Солнцев.*

Великое посольство в Кенигсберге. Художник А. М. Балабаев. 1990-е гг. Из фондов Калининградского областного музея изобразительных искусств.

Петр ехал в Европу учиться и не скрывал этого, открыто признавая экономическую и политическую отсталость своей страны. Наблюдая царя, очевидец писал: «Он хорошо сложен, высок ростом, но не очень опрятен в одежде; … в его действиях обнаруживается что-то варварское. На прошедших днях он сильно побил кулаком одного из своих придворных…» *
Петр в голландском кабачке. Неизвестный художник. Конец XIX – начало XX века. Из фондов Егорьевского историко-художественного музея (ЕИХМ).

Петр в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым. Художник Н. В. Неврев. 1903 г. Из фондов Лыткаринского Историко-краеведческого музея.

Петр I перед статуей герцога Ришелье. Неизвестный художник. 2-я половина XIX века. Из фондов Егорьевского историко-художественного музея (ЕИХМ).


Думин С. В. Россия. История коронаций. Москва, 2013. С. 166
Из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ).
Из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина
Лист № 12 из издания «Древности Российского государства». Отд. II. Москва, 1851.
Лист № 13 из издания «Древности Российского государства». Отд. II. Москва, 1851.
Лист № 25 из издания «Древности Российского государства». Отд. II. Москва, 1851.
Цит. по: Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии: в 5 т. Т. 2. Москва, 1940–1948. С. 57.
Цит. по: Погодин М. П. Семнадцать первых лет жизни императора Петра Великого. 1672–1689. Москва, 1875. С. 103–104.